Марина (seaseas) wrote,
Марина
seaseas

Categories:

Нарядные мари



Небольшой зальчик на выставке в Музее наивного искусства посвящен марийскому народному костюму.






Вещи подлинные.
Я сфотографировала их в музее.
А вот интересный текст про марийский костюм нашла ЗДЕСЬ.




Традиционный марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами.

Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже – льняного, домашнего сукна и полусукна (межтореш, понитка), выделанных шкур животных, шерсти, лыка и т.д. Мужская одежда марийцев подверглась влиянию русского костюма, что было связано с большой подвижностью этой части населения. Мужчины занимались кустарными и отхожими промыслами, быстрее воспринимая русскую и фабричную одежду. Однако в одежде марийцев-мужчин вплоть до 1920–1930-х гг. XX века сохранились специфические черты, проявляющиеся в покрое, отделке, способе ношения тех или иных элементов костюма.

Традиционная нательная рубаха (тувыр, тыгыр) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку рубахи, к нему под прямым углом в ширину точи холста пришивали рукава, а под рукава к стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ, перегнутых продольно. В локальных группах марийцев рубаха различалась расположением разреза на груди. Старинные мужские рубахи части луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез имелся на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных, части луговых и восточных марийцев. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух нитяных завязок (мелгандыра). Рубахи шили с подоплекой (туп) из посконного холста с ластовицами (олто, кыштек). У горных мари ластовицы делали из кумача. Мужские рубахи в середине XIX века были очень длинными. Однако к началу XX века они становятся значительно короче.


Вышивка (тÿр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза. В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки – более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от темно-красного до коричневого. Праздничные холщовые рубахи дополнительно украшались монетами, бисером, позументом и тесьмой. У восточных мари, наряду с холстом, рубахи шили из пестряди. С конца XIX века среди марийцев начинает распространяться русская косоворотка из фабричных тканей [Крюкова, 1951. С.38]. К этому времени она наиболее широко бытовала в качестве праздничной одежды. По традиции луговые, горные и большинство восточных (за исключением закамских) марийцев носили рубашку в подпоясанном виде [Сепеев, 1975. С.163]


Штаны (йолаш, ялаш) луговых и горных марийцев были с узким шагом, у восточных – с широким. Традиционные мужские штаны шили из домашнего белого холста. С начала XX века для этой цели начали употреблять окрашенный холст или пестрядь (у восточных). Зимой носили штаны из домашнего полусукна. Праздничные штаны шили из фабричных тканей темной расцветки (сулма). У группы горных мари для этой цели приобретали хлопчатобумажный бархат (плис).

Пояс (ÿштö) был незаменимой деталью в общем комплексе мужской одежды и выполнял не только утилитарную функцию – к нему подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива и трута, кошелек для денег и т.д., но он также был снабжен и различными привесками, игравшими роль оберегов. У марийцев бытовали различные тканые пояса из шерстяных, шелковых и конопляных ниток. Популярными были кожаные пояса. Свадебные и праздничные мужские пояса украшались бисером, серебряными монетами, иногда вышивкой.

Кафтан – важная часть традиционного мужского костюма. Кафтаны подразделяются на летние, демисезонные и зимние. Летом носили легкую распашную верхнюю одежду из белого холста (шовыр, шавыр). Она была двух типов: прямой туникообразный кафтан и кафтан-борчатка. Первый бытовал у большинства марийцев, в частности, у луговых и основной части восточных мари. Второй был распространен среди горных и части луговых марийцев. Борта праздничных кафтанов украшались кумачом, тесьмой, у луговых марийцев – вышивкой.

Демисезонные прямоспинные кафтаны (мыжер) шили двух типов: кафтан туникообразного покроя с шалевым воротником и туникообразный кафтан с клиньями в боках, с запахом на левую сторону. Теплые будничные кафтаны шили из домашнего черного сукна, праздничные – из белого. Белые кафтаны обшивались черной домотканой тесьмой. Состоятельные семьи использовали на праздничные кафтаны фабричное сукно. У восточных марийцев наряду с вышеописанными кафтанами бытовала верхняя одежда, характерная для тюркского населения (камчол, пешмет). Зимней верхней мужской одеждой была шуба (ужга, ыжга, кÿрык), прямоспинная или отрезная в талии, преимущественно из овчин, окрашенных в красноватый или черный цвета. Нередко их крыли холстом или сукном. Наиболее ценной считалась шуба, покрытая фабричным сукном. В сильные морозы или в пути надевали тулуп и азям. Тулуп по покрою не отличался от прямоспинной шубы, но был значительно длинней и имел большой воротник. Азям шили из толстого грубого домашнего сукна в виде халата с большим воротником. Его носили те, кто занимался извозом. Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы (упш, теркупш) разнообразной формы. Шляпы валяли в домашних условиях: праздничные – из белой шерсти, повседневные – из черной. С конца XIX века в костюме мужчин появляется картуз, который в начале становится принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов. Зимой мужчины надевали шапки с овчинным околышем и суконным верхом и шапки-ушанки, сшитые из овчины и сукна.
Повседневной обувью мужчин были лапти (йындал, йыдал), сплетенные из семи лык с оборами из этого же материала, при помощи которых лапти закреплялись на ноге. Марийские лапти сочетали прямое и косое плетение. Подошва у них была двойной. Их носили в сочетании с онучами, летом – с холщовыми, а зимой – с суконными. В дождливую погоду под лапти надевали кожаные мягкие сапоги – бахилы [ПМА, 1981, 1982]. Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем), восточные марийцы – сапоги-коты с суконными и войлочными голенищами, которые были восприняты от башкир. Кожаная обувь ценилась. Наиболее модными считались сапоги со сборами в нижней части голенища. Зимой носили валенки (портышкем, мижгем). Среди состоятельных марийцев были популярны фабричные узорные валенки.

Женский народный костюм марийцев отличался от мужского бoльшим разнообразием. Комплекс традиционного женского костюма во многом сходен с мужским. Основу женской народной одежды составляла рубаха (тувыр, тыгыр) одного типа – так называемого туникообразного покроя; она шилась, как мужская. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной – туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации. Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре. У луговых марийцев бытовали оба этих варианта, у горных преобладал центральный разрез. По всей вероятности, грудной разрез в центре основной точи холста стали размещать в более поздний период – во второй половине XIX века.


Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду.

Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась как на груди (мел тÿр), концах рукавов (шокш мучаш тÿр), подоле (урвалте йыр тÿр), так и вдоль всего рукава (шокш мучко тÿр), на уровне груди (пöштÿр), на спине (туп йыр тÿр), орнаментировали также продольные швы рубахи (ургыш воктен тÿр). Для орнаментации такой рубахи марийки в указанном уезде использовали крашеную шерстяную пряжу, в отличие от мариек Уржумского уезда, где с первой четверти XIX века вместо шерсти использовали шелк-сырец, окрашенный в домашних условиях [Крюкова, 1968. С. 54]. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером, как и расположение вышивки, определялась также давними традициями.


У горных мариек рубаха в конце ХIХ века имела скудную орнаментацию, хотя до середины этого столетия она отличалась богатой вышивкой. Изменение ее характера объясняется вытеснением конопляного холста тонкой домотканиной из фабричных ниток, поэтому вышивка соответственно стала мелкой. Женская рубаха группы восточных мари имела свою особенную эволюцию. Г.А. Сепеев выделил два этапа развития этого элемента одежды, которая из белой холщовой превратилась в пестрядинную. Рубаха туникообразного покроя приобрела широкий подол, вышивка заменилась тканым узором, оборками, лентами. Рубаха данной группы приобрела вид башкирской и татарской рубахи [Сепеев, 1975. С.180].

Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари – поддерживали ее высоко напуском.

Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были характерным элементом в одежде тех народов, которые имели тесные связи с тюркским населением. Луговые и горные марийки носили штаны с узким шагом, восточные – с широким.

Верхняя одежда в традиционном женском костюме – кафтаны – летние из белого холста, осенне-весенние из сукна, зимние суконные утепленные и шубы из овчин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии); различались они локально. Верхняя легкая одежда (шовыр, шавыр) из ткани была трех типов: туникообразный (Царевококшайский уезд Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной в талии (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходный (Уржумский уезд Вятской губернии). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды всех луговых мариек. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтан тюркского покроя. Последний представлял собой татарско-башкирский камзол или легкий бешмет с широкими рукавами.

В холодный период осени и весны марийцы носили теплую верхнюю одежду из грубого домашнего сукна (мыжер) с суженными к кисти рукавами. Теплые суконные кафтаны подразделяются на три типа: туникообразный; с выкройной проймой, т.е. со швом на плече, прямоспинный; с выкройной проймой, отрезной в талии (горные марийцы). Характер ворота зависел от назначения верхней теплой одежды. На праздничных кафтанах ворот был открытым, на будничных – закрытым. Праздничные кафтаны шили из белого или серого сукна и украшали по краям кумачом и фабричной тесьмой. Ворот такого кафтана по краям украшался серебряными монетами. На будничные кафтаны шло сукно коричневого или черного цвета [Молотова, 1992. С. 30–31].


По покрою зимние суконные кафтаны не отличались от весенне-осенних. Они утеплялись только в верхней части. Зимой женщины надевали шубы (ужга, ыжга, кÿрык) из крашеных овчин черного или коричнево-красного цвета. Шили шубы со швом на плече, отрезными в талии, а ниже талии сборчатыми; у горных мариек украшали желтым мехом (котик). Количество шкур, употребляемых на шубу, зависело от состоятельности заказчика. Богатой считалась шуба с большим количеством сборок, на которую уходило 10–12 овчин. Наиболее ценной у всех групп марийцев считалась шуба, покрытая фабричным сукном [Там же. С. 32].

Важной частью марийского костюма являлись пояса, передники и поясные украшения. Пояса подразделяются на два вида – повседневные и праздничные. Будничные пояса длиной 1,5–2 м и шириной 2–4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались мешочки для хранения денег, ниток, иголок и т.д. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами.     Для опоясывания верхней одежды применяли самотканые шерстяные кушаки (пота, ÿштö). С конца XIX века в костюме мариек появляются яркие фабричные кушаки.

На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвески, подразделяющиеся на однолопастные, двулопастные, узкие поясные полотенца с вышитыми концами. У большей части луговых мариек поясные подвески сохранялись в свадебно-ритуальном костюме до 40-х годов XX столетия.

Монетки разных эпох и разных стран:



Важной частью костюма был и передник. Бытовало два подтипа передников: без грудки и с грудкой. Передник без грудки (ончылшовыч, ончылсакыш) был двух видов: первый состоял из одной точи холста и украшался вышивкой, тесьмой, кружевом (бытовал у луговых мариек Царевококшайского уезда), второй – из одной точи холста с двумя пришитыми боковыми половинками, украшенный вышивкой из шелковых ниток (в Уржумском уезде). Передник с грудкой вошел в состав костюмного комплекса горных и восточных мариек в одно и то же время – в конце ХIХ века. У восточных мариек фартук украшался тканым узором, лентами, позументом, бисером, блестками.


Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на женские и девичьи. Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А.Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе – шурка.. [Сказание путешественников, 1890. С. 24]. Это берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Он в прошлом был распространен среди всех луговых марийцев. Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Некоторые исследователи появление таких головных уборов связывают со скифами [Гаген-Торн, 1960. С.188].

Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста (55–20 см), один из концов которого сшивается в виде колпачка. Весь головной убор богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка. Шымакш – также один из древних головных уборов марийцев, который носили не только женщины, но и мужчины. Наиболее древний его вариант имел несколько иную форму. У него не имелось твердого остова, он состоял из прямоугольного куска холста, сшитого с одной стороны в виде башлыка. На сaмом конце убора имелась небольшая орнаментация вышивкой, состоящей из трех розеток. Подобный башлык закреплялся на шее при помощи нитяных завязок. Шымакш преобладал и среди восточных мари. Манера ношения его была различна и заключалась в расположении остроконечной части убора на голове.

Сорока – второй тип каркасного головного убора. С боков к очелью пришивались завязки или «крылья». Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку – волосник. Сорока не является архаичным женским головным убором марийцев и воспринята от русского населения в период христианизации. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли на нее свои орнаментальные мотивы [Козлова, 1978. С. 301].

Третий тип головного убора, бытовавший у всех трех этнографических групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста. Его носили всегда в сочетании с нашмаком. Шарпан – это полотенце (2–2,3 м), богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой, а нашмак – узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану с помощью металлических заколок. У разных этнографических групп имелись различия не только в размерах нашмака, его орнаментации, но и в способе ношения головного убора. Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, а горные – только шею и косу. Шарпан восточных мариек также имел свои особенности. Они носили лишь шарпан, нашмака у них не было. В теплое время года восточные марийки обертывали полотенцем голову, опуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали голову и шею. В начале XX века шарпан Луговых мариек видоизменился и преобразовался в две части – кум лукан шарпан – верхняя, короткая часть, закрывающая голову, и шарпан поч – «хвост» головного убора, прикреплявшийся к первой части. В целом полотенчатый головной убор шарпан имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов: башкир, татар, чуваш, с которыми марийцы жили в близком соседстве, от которых, видимо, его заимствовали.

Четвертый тип – платок из холста (шовыч, савыц, солык) с вышивкой. Их носили поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого головного убора надевался треугольный платок, на второй – четырехугольный. Зимой надевали теплые платки-шали, сотканные из шерстяных ниток.

Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было богато вышитое покрывало, которое сшивалось из двух полос холста. В начале XX века холщовые покрывала выходят из применения, заменившись фабричными шелковыми платками.

Шапки (упш) носили в зимний период. У луговых мариек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой, у горных мариек меховая опушка была из бобра, верх также украшался фабричной тесьмой. Шапка такой формы утратила свое назначение к концу XIX века. Шапка с лисьим мехом сохранилась в свадебном костюмном комплексе мариек северо-восточных районов Марий Эл до наших дней. Шапки из мерлушки в виде кубанки с круглым суконным верхом бытовали среди луговых и горных мариек: у первых подобные шапки использовались также в качестве свадебного головного убора невесты и праздничного зимнего головного убора женщин.

Каждому описанному выше женскому головному убору соответствовали определенные сложные прически. Девушки-марийки, как и девушки у многих народов Европы, заплетали волосы в одну косу. Смена прически на женскую происходила во время особого обряда, затем следовала и смена головного убора. Это символизировало переход девушки в группу замужних женщин.


Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и шерстяную (валенки). Самой распространенной обувью марийцев были лапти (йыдал, едал). Повседневные лапти плели из семи лык, а праздничные – из девяти. Праздничные лапти иногда в носовой части украшались красной лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-летний период к ним пришивали деревянную подошву (кўтўрма, шакляка) высотой 3–4 см, чтобы в обувь не проникала вода. Оборы лаптей обычно были свиты из лыка или шерсти. Лапти горных мариек имели очень маленькую головку шириной 1,5–2 см, поэтому к ней прикреплялись тонкие веревочки из лыка, чтобы они лучше держались на ступне. Поволжские марийки всегда носили лапти в сочетании с белыми холщовыми и черными суконными онучами. У горных мариек стопа и голень полностью обертывались черными онучами, но не так толсто, как у луговых. Способ обувания имел четко разграниченные территориальные особенности, заключавшиеся в украшении шерстяных онучей, а самое главное – в способе завязывания обор. Горные и часть луговых мариек (Царевококшайский, Яранский уезды) завязывали оборы у колена, женщины Уржумского уезда – на середине голени. Суконные праздничные онучи луговых мариек украшались тесьмой, бисером, пуговицами, монетами, тогда как на онучах у горных мариек не имелось никаких украшений. Из липового лыка, а иногда из бересты плели ступни. Этот тип обуви использовался только во время домашних работ.

Кожаная обувь ценилась, и ее старались надевать в праздничные дни. Поволжские марийки носили сапоги (кем) и ботинки на каблуке. В большей степени кожаная обувь была распространена среди восточных, в частности среди уральских марийцев, которые проживали ближе к промышленным центрам и больше занимались промыслами и отходничеством.

В зимний период носили валенки (портышкем, межгем, мижгем) из черной или белой шерсти, которые изготовляли местные мастера.

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, форме и покрою во многом повторял будничный, но выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна свадебная одежда марийцев. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда – поезжанок. Особенность свадебного костюма – наличие кафтанов (сывын) из тонкого фабричного сукна и меховых шапок в любое время года. Немаловажную роль в свадебной обрядности марийцев играло приданое невесты (кумалтыш), в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели престижное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи, а также орнаментация и качество одежды показывали мастерство будущей жены-хозяйки. Свадебная одежда и костюм молодушки, в представлении народа, выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.

У каждого народа, как известно, существовали свои эстетические представления об одежде. У марийцев традиционный цвет – белый. Это специфическая особенность марийского костюма.

В развитии народной одежды марийцев известную роль играли различные по характеру и интенсивности историко-культурные взаимовлияния не только с финно-язычными и тюркскими, но и с более далекими народами Средней Азии. Марийскому народному костюму, как и одежде многих других народов Восточной Европы, были присущи, с одной стороны, традиции, связанные с земледелием, которые преобладали, а с другой – с влиянием южной степной скотоводческой культурой. Элементами одежды, приспособленными к земледелию, возникшему на лесной почве, являлись пояс, имевший утилитарно-практическое значение – к нему привешивался топор и нож, узкие штаны, подпоясанный короткий кафтан, лыковая обувь с холщовыми и суконными онучами. Эти предметы, как известно, не употреблялись кочевыми народами. Прямоспинные кафтаны с боковыми разрезами, штаны с широким шагом у восточных марийцев указывают на влияние со стороны степной скотоводческой культуры.

Анализ марийского народного костюма в сопоставлении с одеждой, характерной для народов Урало-Поволжской этнографической области – мордвы, удмуртов, чуваш, татар, башкир – позволяет отметить наличие значительного количества общих черт. Известное влияние на развитие марийского народного костюма оказала русская одежда. Особенно это отразилось на мужской одежде. Так, марийский мужской костюм второй половины XIX – начала XX вв. был очень близок русскому костюму, а у группы горных марийцев почти идентичен. В некоторых случаях взаимосвязи приобретали характер заимствований. Однако заимствованный элемент проходил проверку на соответствие труду, быту, религиозным, эстетическим и этническим представлениям.

Народный костюм на протяжении столетий изменялся и в то же время не утратил самобытности, сохранив многие свои элементы к началу XX века. Сохранение традиционных видов одежды характерно для женского костюма, так как эта часть марийского населения была менее подвижной и потому менее восприимчивой к стороннему влиянию. Архаичность костюма, несомненно, – результат существования полунатурального хозяйства, изолированности деревни от города.






Tags: Музей Наива, выставки, история, ссылки
Subscribe

Posts from This Journal “Музей Наива” Tag

promo seaseas july 25, 2018 03:00 6
Buy for 100 tokens
21 июля Центр Современной Драматургии совершил театральное шествие по "местам боевой славы" ЦСД: Тургенева, 20 - Ленина, 97 - Малышева, 145А, лит.Ф. Прошли по центру с музыкой и флагом! Тургенева, 20. Звезды ЦСД дают интервью: Главный режиссер ЦСД Антон Бутаков:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment